Пятигорский (r5gor) wrote in ru_judaizm,
Пятигорский
r5gor
ru_judaizm

Анонс урока в прямом эфире. А также – насколько геры плохи для евреев

Четвертого вечером (в 19-30) у меня урок на сайте Толдот. Подробности об уроке (плюс рассказ про Катав-Софера) тут. Название: "Не спеши осуждать".

Тема: запрет на негативные суждения о других людях.

Известно, что, как только такое суждение произносится вслух (или публикуется), в этот момент ко всему прочему прибавляется страшное нарушение другого запрета – лашон-ара.

Примеры.

1. Допустим, некто пишет в жж (придуманный мной пример): "Есть люди, которые много лет в иудаизме, но соблюдают плохо /тра-та-та/". 

Так поступать не стоит. Ибо в противном случае нарушается запрет на оговор всего еврейского народа или отдельной его общины. (См. ХХ 10:12, а можно посмотреть и в книге рава З.Плискина "Береги свою речь", часть 2, гл. 10.)

2. Допустим, некто пишет: "Посмотрите на такого-то праведника! Не то, что другие имя-рек".

И так тоже не стоит делать. Ибо это позорящие слова (гнай), высказанные непрямым образом. Такая речь называется авак-лашон-ара, она несомненно запрещена. (ХХ 9.)

3. Мужчине писать о женщине: "Она приходит в синагогу, ее лицо буквально светится от радости", – тоже не стоит, хотя это уже не лашон-ара. Светится и светится, никто не мешает. Но беда в том, что люди могут подумать, что данный гевер рассматривает женщин в синагоге. А это уже лифней-ивер.

4. Сказано, что "Геры – беда для Израиля" (Евамот 47). Есть несколько комментариев на этот счет. Один из них (תוספות ישנים) говорит, что геры тем плохи, что некоторые из них соблюдают мицвот настолько рьяно, что это может стать основанием для обвинения евреев. Из-за этого они и нежелательны!

Примерно на ту же тему убивался Йона, когда предпочел ослушаться Всевышнего, но не идти в город Нинве, – чтобы не дать жителям Нинве возможности исправить свои пути. Ибо в противном случае на небе возникнет упрек в адрес еврейского народа, с тшувой не спешащего. Йона предпочел лишить себя жизни, но не стать причиной для обвинения евреев (см. пасук 1:12).

Поэтому не стоит писать такую, к примеру, фразу: "Лучше гер, чем еврей, который /тра-та-та/". Даже если это правда.

Кстати, большинство запретов Торы на те или иные выражения касаются случаев именно правды.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments