itzik_roytman (itzik_roytman) wrote in ru_judaizm,
itzik_roytman
itzik_roytman
ru_judaizm

Categories:

Рав Гинзбург: Хидуш хасидизма - обращение к над-сознанию

На одном из последних уроков
http://jewish-education.info/rav-ginzburg/5771-01-12/
http://www.chassidus.ru/philosophy/ginzburg/5771/01-12.htm (частичный перевод)

рав Гинбзург упомянул, что одним из "открытий" хасидизма было "открытие" области бессознательного в человеке.

Я подумал: в чем, собственно, хидуш?

По-видимому, можно сказать, что модель служения Вс-вышнему до хасидизма была построена, в основном, на прямом обращении к сознанию. Человек должен осознать, что он несовершенен, что он грешен, задуматься о всех своих прегрешениях, и т.д. и т.д. - классика мусара, можно сказать, это прямое обращение к сознанию.

И хидуш хасидизма во-первых, в признании того факта, что прямое обращение к сознанию не всегда продуктивно ("осел" может "упасть", по известному примеру Баал Шем Това), а во-вторых, что прямое обращение к сознанию приводит к наращиванию эгоизма ("мудаут ацмит", в терминологии рава Гинзбурга), который (очевидно - на бессознательном уровне) является основной "клипой", и  корнем всех оставльных недостатков человека.

С этой точки зрения известный принцип "служить Вс-вышнему в радости", с которого, как бы, начинается хасидизм - это тоже явное обращение к бессознательному. Радость -  на бессознательном уровне - приводит к преодолению внутренних "махсомим", комплексов в человеке.

В письмах Любавичского Ребе можно найти несчетное число раз совет "прекратить думать о себе", "прекратить копаться в себе", "отвлечься" от определенных мыслей и т.д. и т.д. - снова, признание того факта, что область "мутба" (рефлексы) также не контролируется сознанием.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments